4 февраля 2012 г., «Северное побережье», Йыхви

«Рок-опера» – театр, который стремится возрождать духовность

В 1990 году опера «Иисус Христос – суперзвезда» (Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс) была поставлена на сцене санкт-петербургского театра «Рок-опера». Свободная трактовка Нового Завета и блестящая музыка сделали ее одним из самых спорных, но и самых популярных произведений последних десятилетий. Она прозвучала практически в неизменном виде уже более тысячи раз.

В Эстонии спектакль тоже вызвал огромный интерес: несмотря на высокие цены билетов – до 35 евро, залы и в Таллинне, и в Йыхви были полны. О нестареющем спектакле и нелегкой жизни единственного в России театра рок-оперы – наш разговор с художественным руководителем Владимиром Подгородинским (на фото).

- Вы не были в Эстонии десять лет, но «Юнону» и «Авось», которую привозили тогда, ида-вируские театралы вспоминают до сих пор. Почему так долго не приезжали, ведь Санкт-Петербург рядом?

— Время летит быстро, и, наверное, в первую очередь потому, что у нас было очень много работы – за эти годы мы поставили шесть новых спектаклей, для нашего маленького коллектива это очень много. Во-вторых, наверное, не находилось людей, которые отважились бы заняться гастролями, привезти большой коллектив – это большая материальная ответственность. Но, несмотря на прошедшее время, я помню Йыхви, узнаю окружающий ландшафт. Только дом уже другой, и замечу, что мы, артисты, чувствуем себя здесь очень комфортно – просто рай, у нас подобной площадки для выступлений даже в Питере нет.

- Почему выбрали «Иисуса»?

— Это один из самых востребованных репертуарных спектаклей нашего театра, который мы дали уже более тысячи раз. Его можно показывать на любой площадке, мы играли его не только на сцене, но и на площадях, например, апостольской площадке на Кипре и так далее. Минималистский по постановке, не требует декораций. Главное, что само произведение не теряет своей актуальности, даже наоборот.

- В чем секрет популярности этого спектакля?

— Стараемся каждый спектакль играть, как премьерный, на качественном уровне, и люди ценят это, о чем сужу по многочисленным отзывам.

- За 22 года постановка претерпела изменения?

— Мы сами меняемся каждый год, месяц, неделю и даже день. Становясь другими, переносим и на сцену новые мысли, эмоции, свое мировоззрение… Если в смысле пластических решений, очертаний – форма спектакля сохранилась. Мало того, в нем до сих пор заняты артисты из первого состава – Владимир Дяденистов, Богдан Вивчаровский, Наталья Улейская и другие. Только теперь они уже все заслуженные артисты России. В Эстонию мы приехали именно тем, первым составом.

- А молодое пополнение?..

— Тоже есть, например, в Йыхви роль Марии-Магдалены исполняла молодая актриса Анна Позднякова – выпускница моей студии. (Владимир Подгородинский – профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. – И.К.) Очень яркая и талантливая.

- Духовная тематика близка современной молодежи?

— Надеюсь, что да. Мы ведь не говорим со сцены о религии, а лишь несем определенную просветительскую мысль. Уверен, это произведение в целом – большой духовный заряд. Рассказываем своими средствами о той правде, которая была. Многие образы отличаются от библейской трактовки, например, Иуда предстает скорее жертвой, чем убийцей. Нищие, окружающие Иисуса, похожи на безумцев, да и сам образ Иисуса – образ сомневающегося человека, взявшего на себя роль божества: «Сможет ли моя судьба хоть что-то изменить? Смогут ли мои слова кого-то научить?». Долгая жизнь спектакля говорит о том, что два десятилетия назад мы сделали правильный выбор.

- Вы – верующий человек? Служители церкви смотрели «Иисуса»?

— Да, и не скрываю этого. Конечно, служители церкви смотрели. Мы просили благословения на эту работу и получили его. Отношение разное, кому-то не нравится наша трактовка, а кому-то – наоборот. Недавно мне сказали, что мы делаем благое дело – молодежь ведь на богослужения в церкви не зазвать, а как людям возвращать духовность? Десятилетиями церкви травили, сейчас очень многое восстанавливают, но ведь пройдут еще десятилетия, прежде чем снова что-то изменится. Бездуховность страшна – прочтите заголовки ежедневных новостей… Если после нашего спектакля хоть кто-то возьмет в руки Евангелие, захочет больше узнать и задумается о жизни – мы выполнили свою миссию.

- Десять лет назад мы говорили о том, что ваш театр – гастрольный. Что-нибудь изменилось?

— По большому счету – нет, у нас по-прежнему нет своей площадки, поэтому мы ездим по городам и весям. Есть репетиционная база и офис в старинном здании на площади Тургенева. В этом доме четыре года жил Пушкин, сразу после окончания лицея – с 1817-го по 1821 год.

- Аура ощущается?

— Еще как. И думаю, неслучайно в нашем репертуаре есть два его произведения – «Сказка о мертвой царевне» и «Капитанская дочка».

- Как вы думаете, почему ваш рок-театр – до сих пор единственный в своем роде в России?

— Потому что это очень трудное дело. Делать музыкальные комедии, например, гораздо проще. Мы сами для себя делаем репертуар, хотя для нас пишут разные авторы. Алексей Рыбников пытается создать что-то подобное в Москве, несомненно, он – гениальный композитор, но в его театре исполняют только его вещи, поэтому их нельзя назвать репертуарным рок-театром. Так что пока мы – единственные. В западных странах таких театров немало, они очень популярны и в них вкладывают огромные деньги, мы же карабкаемся сами, а полтора года назад театр и вовсе сняли с госдотации. Кто-то из чиновников посчитал, что раз мы – популярный и востребованный коллектив, значит, имеем большие доходы и можем справиться сами. Теперь дают разовые субсидии на отдельные проекты.

- В этой ситуации каким видится будущее театра?

— Даже думать об этом не хочу. Будем дальше делать спектакли, работать, но… В России сейчас огромное внимание уделяется спорту, а культура почему-то стала уходить на задний план. Что, по-моему, глубочайшее заблуждение чиновников. Мы – первые в этом странном эксперименте, но тенденция такова, что поддерживаются только большие федеральные коллективы, например, Большой театр. Если так пойдет, билет в театр будет стоить, как автомобиль «Жигули», да еще очередь растянется на полтора года…

- А может, эта ситуация, наоборот, подстегнет творческие коллективы к действиям?

— Это заставляет людей делать спектакли на потребу зрителям – быстро, смешно и ни о чем. Мы забудем Островского, Чехова, Олби, хорошую оперу… Это плебейское отношение к искусству. Сокращения даже в нашей академии театрального искусства – говорят, готовить оперных артистов слишком дорого, будем только драматических. Откуда же тогда музыкальным театрам ждать пополнение? Я преподаю с 1989 года, мы воспитываем творческих людей, которые не пойдут продавать машины, они идут на сцену. Мои воспитанники трудятся в Москве, Голландии, многих странах.

Глубоко убежден, что огромным завоеванием СССР в свое время была развитая сеть театров. Коммунисты понимали: если веру выжгли огнем и мечом, то человеческой душе надо дать что-то другое, что поможет поднять дух культурного развития. Плоды бездуховного развития долго не заставят ждать. Не зря говорят, что посеешь, то и пожнешь. Уже пожинаем.

Поэтому я завидую жителям маленького эстонского городка Йыхви, что у них есть прекрасный концертный дом. В этом и проявляется забота государства о культуре, а не в глаголах и лозунгах.

- Не хочется завершать на грустной ноте. Эстоноземельцев ждут новые встречи с рок-оперой?

— Надеюсь, что да. Можем предложить самую новую работу – «Ромео и Джульетта», яркий, красивый спектакль. Это современная опера, но новизна заложена внутри – в энергетике актеров, взглядах на жизнь. Как всегда, мы очень бережно относимся к автору – исторические костюмы близки эпохе Шекспира. В спектакле заняты молодые актеры, он готовился в сотрудничестве с академией театра и искусства.

Ирина КИВИСЕЛЬГ


Оригинал статьи