11 ноября 2011 г., Одесский обозреватель

КОГДА УХОДИТ МАЭСТРО…

Аншлаг! Аншлаг! Аншлаг!

Это было. Это было в Одессе. Это было в Одессе в 1978 году во Дворце Политехнического института.

Поставили рок-оперу «Девушка и Смерть»!

Попасть на спектакль было практически невозможно, но очень хотелось!

Вспоминая крылатую фразу одесского классика: «Если нельзя , но очень хочется, значит — можно!» — попадаешь на спектакль. Весь спектакль стоишь, мест нет, но время пролетает незаметно и еще полчаса безумно аплодируешь. Восторг! Такого Одесса еще не слышала. И это было!!

Рок-опера «Девушка и Смерть»- это первая в Украине рок-опера.

Мы слушали музыку «Пинк Флойд», «Дип Парпл», любимейших «БИТЛС», и наконец наш, одесский композитор ЕВГЕНИЙ ЛАПЕЙКО написал первую украинсую рок-оперу, и не где-нибудь, а в нашем родном городе!

Музыка Е. Лапейко очень точно передавала романтическое содержание сказки молодого русского писателя Масима Горького, а не менее молодые и талантливые ребята Молодежного Музыкального Театра Одесского политехнического института искренне и воодушевленно воплощали это настроение на сцене. До сих пор в сердце звучат голоса первых исполнителей: Девушки — Людмилы Горелик, Рассказчика — Леонида Волоха, Смерти — Виктора Гончрова. Их сильные, самобытные образы непростых персонажей забыть невозможно.

Что же такое ММТ 33 года назад? Театр вырос из вокально-инструментального ансамбля «Молодость». Музыкальный руководитель театра Евгений Лапейко, художественный руководитель и режиссер-постановщик — Владимир Подгородинский, концертмейстер — Юрий Столярский, директор ДК Политеха – Иосиф Гольдштейн. Всего в театре было более 60 человек.

Театр пригласили в Эстонию… Согласитесь, не часто самодеятельному театру представляется лучшая театральная площадка в столице Эстонии Таллине. В зале — аншлаг, а табличка «все билеты проданы» висит над театральной кассой от первого до последнего спектакля. Много восторженных статей написали эстонские газеты. Но намного важнее было услышать добрые слова у себя дома, в Одессе, и такие слова прозвучали.. Сама Г. В. Поливанова, заведующая кафедрой сольного пения Одесской консерватории им. А. В. Неждановой, народная артистка УССР, профессор, в одесской газете писала: «…Жизнь, прожитая молодым театром с момента постановки рок-оперы «Девушка и Смерть» в декабре 1978 года доказала право на существование театра. Хочется выразить благодарность за ту радость, за то волнение, которое доставили спектакли. Молодежный музыкальный театр своим трудом, своими спектаклями доказал право на существование».

Были гастроли и в Москве. Пригласили на спектакли самого Леонида Осиповича Утесова — народного артиста СССР, основателя тео-джаза, одессита. Помните, как Л. Утесов в своей книге писал: «Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается… Я не знаю, кто виноват. Солнце? Море? Небо? Но — под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди.» И после просмотра рок-оперы из Одессы, Л. Утесов на программке написал Е. Лапейко:

«ВЫ МЕНЯ ПОКОРИЛИ СВОИМ ДАРОВАНИЕМ И ЭНТУЗИАЗМОМ»

И вот, через 33 года, на той же сцене Дворца Культуры Политехнического университета, звучит рок-опера Евгения Лапейко «Девушка и Смерть». Новое прочтение, новая стилистика, музыка звучит по-иному, в современной трактовке Сергея Дмитриева. Но как же дорога мелодия спектакля!

Идею постановки рок-оперы «Девушка и смерть» в Одессе Георгий Ковтун вынашивал долго. Было много его постановок этого произведения в театрах бывшего Советского союза. И вот, через 33 года по- новому зазвучал спектакль, феерически, современно и классно. Такого зрелища наша Одесса еще не видала. И так же, как прежде самозабвенно играют молодые артисты одесских театров, музыканты рок-группы «Overheat», студенты одесской музыкальной Академии им. А. В. Неждановой, хор «Забава» Детской музыкальной школы № 3, великолепная балетная пара, танцевальная группа спектакля. Участвует в спектакле легенда Одессы, лидер группы «Аграфена» Сергей Кистеров.

И совершенно невозможно остаться равнодушным от их молодости, задора, энергетики, красоты их голосов и чувств!

Все, кто прикоснулся к таланту музыканта, одессита и человека Евгения Лапейко навсегда останутся его поклонниками. Вспоминаются слова его друга — Яна Гельмана, который говорил, что люди, которых любят все, обычно вызывают подозрение. Вот Жека, пожалуй, единственное исключение из этого правила…

Как же много может сделать настоящая дружба… Режиссер Георгий Ковтун и композитор Евгений Лапейко… Самые популярные спектакли в Одессе родились благодаря их творчеству: это рок-опера «Ромео и Джульетта» в академическом театре музыкальной комедии им. Водяного и «Пеппи!?..», «Вий», «Степан Разин» в академическом русском драматическом театре. Конечно, постановка спектакля – это творчество и огромная робота всего коллектива театра от директора до рабочего сцены, но первая искра, энергия творчества идет от авторов.

Невозможно просчитать сколько тысяч зрителей пришли в театр на эти постановки и полюбили театр навсегда. Сколько молодежи они вовлекли в творчество. Сколько талантливой молодежи участвует и в новой постановке рок-оперы, режиссером которой стал друг Жени Лапейко Георгий Ковтун — заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана, одессит. На счету режиссера и балетмейсткра Г. А. Ковтуна более трехсот постановок по всему миру.

Эта постановка таки взорвет Одессу.

Как говорил Евгений Александрович Лапейко, когда уходят друзья, я сажусь и снова начинаю писать музыку…

Когда ушел Маэстро Е. А. Лапейко, его друзья идут в театр и слушают его музыку, и, ставят его спектакли.

И еще одно… Много женщин живет на Земле — это и Елены Прекрасные, и Елены Премудрые, но Елена Петровна Тихонова — супруга композитора Лапейко, руководитель проекта — Елена-Верная, ведь кто-то предназначен на Земле закончить Дела Евгения Лапейко?

Татьяна Сазонова


Оригинал статьи