Санкт-Петербургский театр «Рок-опера» основан в 1975 году на базе вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары».
Театр «Рок-опера» создавался как антипод классической опере, театром молодых и для молодых. Это единственный в России музыкальный театр для молодёжи, музыкальный «Современник», целью которого является не только культурный досуг, но и культурное воспитание современного зрителя, диалог о вневременных общечеловеческих ценностях, ведущийся на близком и понятном молодому поколению языке современной музыки и эстетики театрального действия.
Рок-опера – это драма, писанная не только рок-музыкой. Это синтетический жанр, вобравший в себя многие средства современной музыкальной выразительности: это и рок, и свинг, и рок-н-ролл, и рэп. Именно рок-опера и есть стиль и жанр этого уникального театра, большая часть репертуара которого писалась специально для коллектива такими знаменитыми талантливейшими композиторами как Андрей Петров, Александр Журбин, Ромуальд Гринблат и многие другие.
Начинался театр с постановки первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», осуществлённой в 1975 году. Оглушительный успех спектакля вдохновил коллектив «Поющих гитар» на новые эксперименты в этом жанре: в 1978 году состоялась премьера «Фламандской легенды» Р. Гринблата, а в 1980 году рок-оперы «Гонки», либретто Ю. Принцева, А. Палей, музыка А. Васильева и С. Самойлова.
Премьеру оперы-мистерии «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова и А. Вознесенского в 1985 году можно считать началом истории современного театра «Рок-опера», именно в этот период театр получил своё нынешнее название.
Продолжением сотрудничества с композитором Александром Журбиным стала постановка оперы «Монарх, Блудница и Монах», либретто Павла Грушко, осуществлённая в 1988 году.
Премьера легендарной рок-оперы Э. Л. Уэббера и Т. Райса «Иисус Христос — cуперзвезда» в 1990 году стала настоящей вехой в развитии коллектива. Театр вышел на качественно новый уровень взаимоотношений со зрителем, не только заинтересовав молодёжь, но и снискав уважение и поддержку представителей церкви.
Следующим этапом в развитии «Рок-оперы» стало завоевание детской аудитории, начавшееся спостановки рок-оперы-сказки «Джельсомино» А. Клевицкого и Н. Денисова, по мотивам повести Дж. Родари, в 1991 году, вскоре за которой последовала ро-ко-ко-опера «Гадкий утёнок» В. Калле и Н. Денисова в 1996 году, а затем рок-опера для детей и взрослых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Калле, либретто Е. Лапейко по одноимённому произведению А. С. Пушкина, постановка которой была приурочена к 200-летию поэта.
В 1992 году был выпущен спектакль по произведению В. Каменского «Степан Разин» на музыку В. Калле, первая работа театра, перенесённая на экран — в 1993 году вышел фильм «Воссияй мне свыше».
В 1999 году театр возвращается к истокам — возникает вторая, новая редакция рок-оперы «Орфей и Эвридика». Несмотря на то, что новая постановка не стала, вопреки ожиданиям многих, восстановленной версией легендарного спектакля 1975 года, в состав исполнителей вновь вошли участники первой постановки: засл. арт. РФ Богдан Вивчаровский (бессменный Харон с 1975 года, обладатель рекорда Гиннесса за исполнение этой роли), засл. арт. РФ Наталья Улейская (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях), засл. арт. РФ Владимир Дяденистов (исполнитель роли Орфея в обеих версиях), Алла Кожевникова (исполнительница роли Эвридики в обеих версиях и Фортуны в «Орфее» 1999 года). В 2005 году, к тридцатилетию спектакля, в постановку вновь вернулся первый Орфей — Альберт Асадуллин.
Первым комедийным опытом «Рок-оперы» стала постановка в 2001 году рок-оперы-фарса А. Клевицкого и Н. Денисова «Корабль дураков» по мотивам одноимённой поэмы Себастьяна Брандта. Идеей спектакля был разговор со зрителем о вечных ценностях на языке современного красочного карнавального шоу.
В 2003 году началось плодотворное сотрудничество театра с выдающимся композитором Андреем Петровым, давшим разрешение на постановку спектакля «Куда путь держишь, ваше благородие?..» по мотивам повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Специально для «Рок-оперы» композитором был переработан бродвейский проект мюзикла «Captain’s daughter» — были дописаны новые арии и эпизоды. А спустя 2 года состоялась премьера ещё одной совместной работы Андрея Петрова и театра «Рок-опера» — спектакль для детей и взрослых «Синяя птица» на стихи В. Вербина по мотивам пьесы М. Метерлинка.
В 2006 году театр «Рок-опера» открыл юбилейный 40-й сезон (с первого концерта ВИА «Поющие гитары»), ознаменовавшийся приходом в коллектив молодых артистов, новых идей и творческих планов.