Новости, 13 марта 2003

Печаль моя светла

Петербургская «Рок-опера» способна пронять сердца не только вымирающих сентиментальных любителей поэзии, но и выросшей на рэпе современной молодёжи.

Я умираю от простой хворобы
На полдороги к истине и чуду,
На полдороги, победив почти,
С престолами шутил,
а умер от простуды...
(Андрей Вознесенский)

Сижу, как обычно, на ступеньках в центральном проходе, слезы текут ручьем, а носом шмыгнуть стыдно – театр все-таки.

И сколько можно смотреть эту «Юнону»? Ведь наизусть знаю! Старая, видно, я стала, сентиментальная, черт возьми! А после спектакля встретила дочкиных одноклассниц – тоже глазки заплаканные вытирают: проняло девок. Мало того, я надеюсь, что и наши внучки будут рыдать на «Юноне». Или уже нет? У нас, понимаете ли, XXI век на дворе – народу не до поэзии. Фамилия Вознесенский сегодня многим ни о чем не говорит. Но, господи, как прекрасны его стихи, особенно когда их хорошо поют! И даже дерьмовая фонограмма (Санкт-Петербургская «Рок-опера» не имеет своего оркестра) восприятию помешать не может.

А начиналось все с ВИА «Поющие гитары». Не помните их шлягер всех времен и народов «Синий-синий иней лег на провода»? Ну и ладно, хотя сегодня многие из их песен с удовольствием перепевают юные попсовики. Короче, все было хорошо, но где-то в 1970-х «Гитарам» захотелось, чтобы у нас все было не хуже, чем на Западе. Для этого требовалось сделать нечто глобальное, например рок-оперу. И худрук «Поющих гитар» Анатолий Васильев созвонился с известным авангардным композитором Александром Журбиным, тот подтянул своего друга – химика-либреттиста Юрия Димитрина, вдвоем они создали грандиозное музыкальное произведение, которое и исполнили (вдвоем) перед строгим худсоветом.Чиновники сказали: «Хорошо, только без слова «рок». Дальше подключились собственно «Гитары» и постановщик Марк Розовский. Нужен был хор – набрали. Нужны были солисты – нашлись. И вот 20 июня 1975 года в помещении оперной студии при Ленинградской консерватории состоялась премьера первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика».

Действие назвали «зонг-опера», чтобы не смущать чуткий слух партруководства... Термин «зонг» позаимствовали у Брехтовского театра. Заигранный за долгие века любовный сюжет Димитрин превратил в образцово-показательное моралите, где юного героя-Орфея буржуазная мораль чуть было не превратила в ужасного Харона. Заглавные партии (очень сложные!) исполняли Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин. Успех был бешеным – более тысячи трехсот представлений за десять сезонов! Всего «Орфей» пережил восемь постановок. Из них четыре были балетами под фонограмму «Поющих гитар» с полностью звучащим текстом.После «Орфея» «Поющие гитары» сделали два провальных спектакля: «Фламандская легенда» по Тилю Уленгшпигелю (1979) и «Гонки» (1982). Последний проект продержался на сцене всего три месяца. Чтобы спасти коллектив, требовалось настоящее чудо. Новые чудеса изобретать – дело Дэвида Копперфилда, поэтому решено было воспользоваться чудом уже имеющимся, раскрученным. И бывшие «Поющие гитары» взяли к постановке мистерию «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. Под Новый, 1985, год, 31 декабря, они выдали свою «Юнону» и поняли, что жизнь продолжается. Удивительная история любви и смерти умницы и авантюриста графа Резанова в постановке Владимира Подгородинского оказалась в очередной раз уместной и востребованной. Кстати, знаете ли вы, уважаемые земляки, что документы, относящиеся к событиям, легшим в основу рок-оперы, были в свое время подготовлены и опубликованы известным владивостокским литературоведом Сергеем Филипповичем Крившенко, которого все, имеющие отношение к филфаку или журфаку ДВГУ, прекрасно знают.

Сегодня театр имеет в репертуаре три детских спектакля – «Джельсомино» (в США исполнялся на английском языке), рок-ко-ко-опера «Гадкий утенок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Юнону», рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», свежую постановку «Корабль дураков» и новую версию «Орфея и Эвридики». Бывшие «Поющие гитары» получили официальный статус государственного театра еще в 1989 году, но своего здания у них до сих пор нет. Нет кордебалета, нет оркестра, нет навороченных декораций, но его все равно любят. Потому что есть за что!

Светлана Филиппова


Оригинал статьи