Новости, 13 марта 2003

Печаль моя светла

Петербургская «Рок-опера» способна пронять сердца не только вымирающих сентиментальных любителей поэзии, но и выросшей на рэпе современной молодёжи.

Я умираю от простой хворобы
На полдороги к истине и чуду,
На полдороги, победив почти,
С престолами шутил,
а умер от простуды...
(Андрей Вознесенский)

Сижу, как обычно, на ступеньках в центральном проходе, слезы текут ручьем, а носом шмыгнуть стыдно – театр все-таки.

И сколько можно смотреть эту «Юнону»? Ведь наизусть знаю! Старая, видно, я стала, сентиментальная, черт возьми! А после спектакля встретила дочкиных одноклассниц – тоже глазки заплаканные вытирают: проняло девок. Мало того, я надеюсь, что и наши внучки будут рыдать на «Юноне». Или уже нет? У нас, понимаете ли, XXI век на дворе – народу не до поэзии. Фамилия Вознесенский сегодня многим ни о чем не говорит. Но, господи, как прекрасны его стихи, особенно когда их хорошо поют! И даже дерьмовая фонограмма (Санкт-Петербургская «Рок-опера» не имеет своего оркестра) восприятию помешать не может.

А начиналось все с ВИА «Поющие гитары». Не помните их шлягер всех времен и народов «Синий-синий иней лег на провода»? Ну и ладно, хотя сегодня многие из их песен с удовольствием перепевают юные попсовики. Короче, все было хорошо, но где-то в 1970-х «Гитарам» захотелось, чтобы у нас все было не хуже, чем на Западе. Для этого требовалось сделать нечто глобальное, например рок-оперу. И худрук «Поющих гитар» Анатолий Васильев созвонился с известным авангардным композитором Александром Журбиным, тот подтянул своего друга – химика-либреттиста Юрия Димитрина, вдвоем они создали грандиозное музыкальное произведение, которое и исполнили (вдвоем) перед строгим худсоветом.Чиновники сказали: «Хорошо, только без слова «рок». Дальше подключились собственно «Гитары» и постановщик Марк Розовский. Нужен был хор – набрали. Нужны были солисты – нашлись. И вот 20 июня 1975 года в помещении оперной студии при Ленинградской консерватории состоялась премьера первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика».

Действие назвали «зонг-опера», чтобы не смущать чуткий слух партруководства... Термин «зонг» позаимствовали у Брехтовского театра. Заигранный за долгие века любовный сюжет Димитрин превратил в образцово-показательное моралите, где юного героя-Орфея буржуазная мораль чуть было не превратила в ужасного Харона. Заглавные партии (очень сложные!) исполняли Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин. Успех был бешеным – более тысячи трехсот представлений за десять сезонов! Всего «Орфей» пережил восемь постановок. Из них четыре были балетами под фонограмму «Поющих гитар» с полностью звучащим текстом.После «Орфея» «Поющие гитары» сделали два провальных спектакля: «Фламандская легенда» по Тилю Уленгшпигелю (1979) и «Гонки» (1982). Последний проект продержался на сцене всего три месяца. Чтобы спасти коллектив, требовалось настоящее чудо. Новые чудеса изобретать – дело Дэвида Копперфилда, поэтому решено было воспользоваться чудом уже имеющимся, раскрученным. И бывшие «Поющие гитары» взяли к постановке мистерию «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. Под Новый, 1985, год, 31 декабря, они выдали свою «Юнону» и поняли, что жизнь продолжается. Удивительная история любви и смерти умницы и авантюриста графа Резанова в постановке Владимира Подгородинского оказалась в очередной раз уместной и востребованной. Кстати, знаете ли вы, уважаемые земляки, что документы, относящиеся к событиям, легшим в основу рок-оперы, были в свое время подготовлены и опубликованы известным владивостокским литературоведом Сергеем Филипповичем Крившенко, которого все, имеющие отношение к филфаку или журфаку ДВГУ, прекрасно знают.

Сегодня театр имеет в репертуаре три детских спектакля – «Джельсомино» (в США исполнялся на английском языке), рок-ко-ко-опера «Гадкий утенок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Юнону», рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», свежую постановку «Корабль дураков» и новую версию «Орфея и Эвридики». Бывшие «Поющие гитары» получили официальный статус государственного театра еще в 1989 году, но своего здания у них до сих пор нет. Нет кордебалета, нет оркестра, нет навороченных декораций, но его все равно любят. Потому что есть за что!

Светлана Филиппова


Оригинал статьи
Вы затеяли дома ремонт? Начните с кухни. Если вы живёте в Москве, посетите магазин компании «МК Новая мебель». Здесь вы сможете подобрать и купить мебель для кухни на любой вкус! Собственное производство, продажа в кредит и в рассрочку — у нас есть всё, чтобы помочь вашему дому засиять новыми красками!