17 июня 2013 г., «Комсомольская правда»

Скандал в Ставрополе:
депутаты хотят запретить рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»

5390974-20130619115007

Верующие считают, что рок-опера оскорбляет их чувства

«ИСТОРИЯ ИИСУСА-ЧЕЛОВЕКА»

В 1971 году в Великобритании композитор Эндрю Ллойд Уэббер и драматург Тим Райс вынесли на суд зрителей беспрецедентный проект — рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». И вот уже 42 года споры вокруг этого произведения по всему миру не прекращаются. Ни в Церкви, ни в обществе, ни среди театральных критиков нет единого мнения, что это — прорыв в искусстве, своеобразная трактовка Библии или глумление над верой?

Сам Райс так объяснял свою позицию журналистам после презентации оперы: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. В его жизни произошли события, которые превратили его в легенду. Наша цель — рассказать историю Иисуса-человека. И то, что он был человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды». Но такое объяснение абсолютно не устроило верующих. Практически каждый показ рок-оперы сопровождался акциями протеста и требованиями отменить постановку.

Одно время в постановке использовались провокационные костюмы.

Со временем в Европе и на Западе страсти вокруг рок-оперы поулеглись.

В России борьба с постановкой только набирает обороты. Вслед за духовенством в нее включилась прокуратура и чиновники. В Липецке и Пскове после бурных дискуссий оперу все же показали. В Ростове-на-Дону в прошлом году и в Пятигорске несколько недель назад отменили. Теперь свое «быть или не быть» «Иисусу» должен сказать Ставрополь.

«ЭТО КАКОЙ-ТО СЮР»

После очередной думской планерки на личной страничке депутата Антона Дубровского в facebook появилась следующая запись: «Это какой-то сюр. Айдын Ширинов и Олег Губенко подняли вопрос о запрете в Ставрополе рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Мол, как бы чего не вышло».
— Вопрос я поднял по инициативе моих избирателей, а не по собственному желанию, — уточнил «КП» сам Ширинов. — Ко мне обратились люди с просьбой поднять эту тему и дать ей оценку. И я озвучил их вопрос на планерке. Если общество против — замалчивать проблему нельзя. Тем более, когда это не голый протест, а весьма аргументированное мнение. Вопросом уже занялся городской комитет по безопасности. Свою позицию, думаю, должны высказать правительство, городская администрация, министерство культуры, церковь, конечно же! Должна быть широкая дискуссия. Да, рок-опера — мероприятие закрытое, дело каждого решать, ходить туда или нет. Но эта постановка не несет в себе воспитательных функций, не красит нашу культуру. Меня пытались переубедить, говоря, что в Европе-то давно признали и оценили мюзикл Райса-Уэббера. Так в Европе и гей-парады разрешены! Во всем теперь что ли на нее равняться?
Как выяснилось, кампанию по запрещению рок-оперы «Иисус Христос...» в Ставрополе начали те же люди, чьими стараниями Пятигорск был избавлен от «оскорбляющей верующих постановки» — представителями межрегиональной общественной организации «Родительский комитет СКФО».

— Некоторое время назад нам поступил звонок от пятигорчанки, которая сообщила, что в городе появились афиши рок-оперы, — рассказали «КП» в руководстве Комитета. — Это возмутило и нашу организацию, и прихожан многих храмов. Мы организовали сбор подписей для отмены показа. Нашу позицию поддержала Пятигорская и Черкесская епархия, с нами согласились и в театре оперетты, где должна была пройти постановка. Сейчас все то же самое делается в Ставрополе. Мюзикл — это рынок, шоу-бизнес, и такие вещи, как вера, туда не должны входить. А авторы вторглись в самое святое. Вера должна быть вне искусства. Как можно Иисуса Христа вводить в эту индустрию? Получается, его вольно или невольно сравнивают с поп-звездами, которые являются земными людьми, несущими искушение, пропагандирующими наслаждение. Все это не просто нарушает наши права как верующих, но и оскорбляет наши чувства.

Найдут ли поддержку противники рок-оперы в Ставропольской и Невинномысской епархии — пока не известно.

— Владыка не озвучивал свою позицию, потому что за официальными комментариями к нему не обращались ни общественники, ни депутаты, — отметили в епархии. — Но нельзя забывать, что первоначальный текст оперы, который, действительно, не принимают священнослужители, в отечественном переводе претерпел значительные изменения. Для нашей публики из оперы даже убрали одну из ключевых сцен — арию Иуды.

ЗВОНОК ПО ПОВОДУ

В пресс-службу Санкт-Петербургского театра «Рок-опера», который и должен привезти в Ставрополь мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда»:

— В Пятигорске нам уже пришлось отменить выступление, но, надеемся, что в Ставрополе этого делать не придется. Недовольные ставропольцы явно не знакомы именно с нашей версией постановки. Она сильно отличается от западной. Акценты расставлены иначе, в концовку включена сцена воскресения Христова, чего нет практически нигде. Так что в нашем исполнении мюзикл действительно является миссионерским. Более того — в свое время мы получали благословение на выступление у протоирея Василия Лесняка. А вот, например, пару месяцев назад в пасхальном номере официальной газеты Красноярской митрополии «Православное слово Сибири» вышло большое интервью с Владимиром Дяденистовым (исполнитель роли Христа, заслуженный артист РФ — Ред.). Статья называлась «Иисус Христос — суперзвезда?! А почему бы и нет...».

Постановка вызывает противоречивые оценки

Анастасия ШАРОВА
ФОТО: Мария КОВАЛЁВА


Оригинал статьи