4 июня 2011 г., блог Ксении Зуден, цикл «Моя Рок-опера»

«Ромео и Джульетта».
Студенческая версия.

Яркой премьерой этого сезона в театре «Рок-опера» стал мюзикл Владимира Калле «Ромео и Джульетта». Театр, в прошлом году лишенный государственного финансирования, претерпел реорганизацию, выжил и начал осваивать новую форму работы – более тесное сотрудничество с Театральной академией. Результатом явился яркий, выразительный спектакль, в котором роли главных героев играют студенты и выпускники последних лет, а в возрастных ролях с большим успехом выступают звезды театра – заслуженные артисты России Александр Трофимов, Владимир Дяденистов, Александр Кавин и другие.
Параллельно со «взрослой» версией на курсе артистов рок-оперы был создан и полностью студенческий спектакль, который отдельно заслуживает внимания.

Курс В. И. Подгородинского – один из лучших в Академии. Навыки работы в ансамбле, умение взаимодействовать с партнерами и работать с художественным текстом уровня Шекспира, выстраивать развитие характеров, петь в разных стилях – все это позволяет назвать ребят сложившимися артистами с большим будущим. Поэтому спектакль на курсе отнюдь не проигрывает «взрослому»; более того, он, отличаясь переставленными акцентами и неожиданно яркими актерскими работами, оказывается совершенно самостоятельным произведением.

Что такое студенческий спектакль? Чего мы ждем от него? Прежде всего, искренности. Я имела возможность наблюдать за «Ромео…» от премьеры до выпуска и могу отметить, что по-настоящему спектакль оформился к концу сезона. Последний показ стал настоящим событием: окончательно выкристаллизовались трактовки, ребята «впели» материал, да и просто стали опытнее. А то главное, что делает «Ромео и Джульетту» вечной историей, – юность и пылкость героев – высветилось еще ярче. Темпераментность молодых артистов делает историю Ромео и Джульетты по-настоящему живой, позволяя избежать искусственного осовременивания декораций и костюмов; ставка режиссера (мастера курса, профессора, заслуженного деятеля искусств России Владимира Подгородинского) на молодежь полностью оправдалась.

Виктория Барканова – на мой взгляд, идеальная Джульетта. Ей веришь сразу и стопроцентно – она умеет играть Шекспира в абсолютно точном ключе: и не забывая об ответственности, налагаемой величием произведения, и одновременно очень свежо, избегая каких-либо штампов. Мы наблюдаем эволюцию Джульетты от обычной девчонки, испуганно увидевшей в зеркале свою формирующуюся фигуру и с недоумением берущей в руки свадебное платье, до способной на все ради любви молодой женщины.

Александр Осинин, первый исполнитель роли Ромео, подчеркивает мужественность и раннюю зрелость своего героя и своей местами жесткой игрой демонстрирует желание уйти от романтического стереотипа. Его Ромео, мало склонный к меланхолии, от души веселится с Меркуцио, а предчувствие своей безвременной гибели принимает бесстрашно. Соответственно этой концепции, его самым сильным эпизодом становится заключительная ария в склепе. Более порывист и нежен кажущийся младшим по возрасту Ромео в исполнении Ивана Васильева. В дуэте с Викторией Баркановой особенно проникновенно у Вани звучат сцена на балконе и свидание после изгнания, поражающие неподдельной искренностью переживания. Евгений Шириков видит очень важным в образе Ромео перелом, происходящий под влиянием обстоятельств: от сконцентрированности на томлении по любви до вызванного внезапными поворотами судьбы возмужания.

Работая над «Ромео…», молодые артисты получили возможность выйти за рамки своих амплуа и попробовать себя в разных ролях: так, Александр Осинин сыграл и Ромео, и Тибальта, Иван Васильев и Евгений Шириков – и Ромео, и Тибальта, и Меркуцио. Эта практика пошла на пользу артистам, поскольку помогла им лучше понять спектакль в целом и расширить свою творческую палитру.

Отдельного внимания заслуживают исполнители ролей второго плана. По-змеиному пластичны сталкивающие Ромео и Джульетту на балу, а затем Ромео и Тибальта на городской площади, Парки (Ольга Красных и Марина Гайворонская). Удивительно хорош Денис Крюков в небольшой роли Князя Вероны: артист превосходно справился с вокальной партией и очень точно уловил властную манеру поведения своего персонажа. Особо выделяются родители Джульетты – Анастасия Яковенко и Глеб Драчев: непростые возрастные роли удались им на редкость убедительно, а в вокальном плане – безупречно. Анастасия Яковенко играет стильно, жестко, показывая себя не только сложившейся актрисой, но и высококлассной певицей. Глеб Драчев мастерски выстраивает образ: его сеньор Капулетти резок, почти жесток (под стать жене) и в то же время вызывает острую жалость в своей кульминационной сцене – оплакивании Джульетты.

Великолепна Елена Никитина в роли Кормилицы: ее игра отличается сложной двуплановостью, в которой сбалансированы комизм и высокий трагизм. Никитина, блеснувшая в инфернальной роли Смерти (рок-опера «Девушка и смерть» Е. Лапейко по поэме М. Горького), предстает остро характерной актрисой, умеющей мастерски играть с предметом (неизменная бутылка в кармане Кормилицы), и вдруг становится пронзительно-трагичной – в сцене оплакивания Тибальта.

Партия брата Лоренцо с большим мастерством сделана Павлом Степановым, обладателем красивейшего лирического тенора. В трактовке Степанова Лоренцо предстает отнюдь не кротким пастырем, а человеком своей эпохи – возможно, ставшим монахом вовсе не из желания служить Богу, а с целью получить хорошее образование, заниматься наукой и даже принимать участие в политических интригах… Павел Степанов – артист с большим потенциалом. Наблюдая за его Лоренцо, мы видим хорошо продуманное развитие роли от мягкого юмора до подлинного трагизма: Лоренцо не успевает добежать до склепа вовремя. Ворвавшись, он видит, как Джульетта пронзает себе грудь кинжалом, и в отчаянии падает на колени. Рок жестоко обошелся и с ним.

Ведущей темой «взрослого» спектакля создатели называют довлеющий рок. Он (в образах Парок и брата Лоренцо) сталкивает героев и ведет их к неминуемой гибели. Основной же мотив студенческой версии – любовь, любовь и еще раз любовь. Любовь больше и выше всего. Да, где-то есть брат Лоренцо, отнюдь неспроста венчающий влюбленных, ставящие палки в колеса родители, князь, воплощающий суровость закона, но все это – ничто по сравнению с утром, в котором вечно поет жаворонок – глашатай зари.

Ксения ЗУДЕН
фото Марии КОВАЛЁВОЙ


Оригинал статьи