31 марта 2011 г., газета «Молодёжный акцент» №6(28), г. Тольятти

Персона: Суперзвезда на все времена

Чье имя известно практически каждому на нашей планете вот уже более тысячи лет? Если бы существовал рейтинг популярности всех сколько-нибудь важных исторических личностей, он неизменно занимал бы первое место. Вероятно, именно этим руководствовались авторы (Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс) всемирно известной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Свободная трактовка Нового Завета и блестящая музыка сделали её одним из самых спорных произведений за последние десятилетия.
В 1990 году опера «Иисус Христос – суперзвезда» была поставлена на сцене Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». А совсем недавно эта постановка была представлена на сцене ДКИТ в Тольятти.

Это уже не первые гастроли петербургского театра в Тольятти. Вероятно, именно с этим связано то, что зал не был переполнен зрителями. Но те, кто пришел в этот вечер в ДКИТ, испытали по-настоящему сильные и необычные эмоции.

Постановка проходила при полном отсутствии декораций, но ощущение того, что ты причастен к происходящему на сцене, не покидало зрителей. Особенно, на мой взгляд, сильной по эмоциональному воздействию была сцена раскаяния и смерти Иуды (в превосходном исполнении артиста Вячеслава Ногина). Иуда здесь предстает скорее жертвой, чем убийцей. Да и остальные образы отличаются от библейской трактовки. Нищие, окружающие Иисуса, похожи на безумцев. Пожалуй, они – самые отрицательные персонажи рок-оперы. Сначала они страстно превозносят своего Спасителя, а после – так же страстно отправляют его на казнь. Да и сам образ Иисуса – образ сомневающегося человека, взявшего на себя роль божества: «Сможет ли моя судьба хоть что-то изменить? Смогут ли мои слова кого-то научить?».


Подробнее о российской постановке рок-оперы, о представленных на сцене образах нам рассказал исполнитель главной роли, народный артист РФ Владимир Дяденистов.

Корр.: Владимир, насколько вы ориентировались на американский аналог рок-оперы при постановке?
Владимир Дяденистов:
Конечно, мы учитывали первоначальный вариант. Прежде всего, в тексте. Это очень близкий перевод оригинала. В то же время русский текст Григория Кружкова и Марины Бородицкой максимально приближен к библейскому. Такое сочетание поразило наших коллег с запада, когда они увидели эту постановку. Все-таки в русском человеке очень сильно духовное начало, поэтому и к тексту, и к его исполнению мы подошли крайне внимательно.

Корр.: Почему на сцене совсем нет декораций? Это гастрольная версия или намеренный ход режиссера?
В.Д.:
Декорации в этой рок-опере не запланированы. Здесь главное – игра актеров, голос, внутреннее содержание. Именно поэтому мы выступаем на фоне совершенно черных кулис. К тому же эта история о том, что без добра и любви душа человеческая не развивается, умирает. А это актуально во все времена и в любых декорациях.

Корр.: Роль Иисуса – сложная задача для любого актера. Как вы готовились к ней? Что для Вас играть на сцене Иисуса?
В.Д.:
Я играю эту роль на сцене уже на протяжении двадцати лет. И, что символично, приступил к ней, когда мне было 33 года. Перед тем, как взяться за нее, я получил благословение от нашей православной церкви.

Корр.: За эти двадцать лет ваше отношение к образу героя как-то изменилось?
В.Д.:
Я с самого начала подошел к исполнению этой роли очень серьезно и, что называется, подготовился к ней. С детства я читал Священное писание, даже несмотря на то, что вокруг, по сути, не было веры. И только моя бабушка поддерживала меня в моей заинтересованности. Удивительно, как она, будучи совершенно незрячей, почувствовала, что в моих руках Библия. Это и есть «видеть сердцем». Еще будучи ребенком я был поражен этим, как каким-то чудом. И я пронес это чувство через всю жизнь.

Корр.: Откуда Вы черпаете силы для исполнения такой роли?
В.Д.:
Я стараюсь вести себя так, как проповедовал Иисус. Это значит — нести добро, не таить в душе злобу или зависть. Главное, чтобы все поступки были направлены во благо, на созидание. Кроме того, я соблюдаю пост, очищая тем самым и разум, и душу. Для этого же я исповедуюсь. Ведь как бывает: человек сделал что-то недоброе, никто не увидел – и ладно! А ведь ты сам знаешь и помнишь: ты сделал ошибку, ты поступил неправильно. Сходить и покаяться в этом поступке – значит очистить свою душу от этого груза.

Корр.: Понравилось выступать в Тольятти? Приедете к нам снова?
В.Д.:
Я уверен, что публика везде замечательная. В Тольятти нас встретили очень тепло, чего только стоят ваши аплодисменты! Но хотелось бы, конечно, еще больше зрителей в зале… Наши гастроли, конечно, не от меня зависят. Но я бы очень хотел снова выступить на этой сцене.

Екатерина Семенникова,
фото Татьяны Скворцовой


Оригинал статьи