09 октября 2003 г., Агенство культурной информации, Брянск

Ностальжи в ритмах рок-оперы

Самым востребованным спектаклем во время недавних гастролей Санкт-Петербургской «Рок-оперы» стала «Юнона» и «Авось».

Можно понять интерес нашей брянской публики к этой самой популярной отечественной опере, привезенной питерцами. У большинства не было возможности познакомиться с более известной постановкой столичного Ленкома. Брянские зрители, особенно зрительницы долго не отпускали со сцены всю труппу, засыпали цветами в первый день гастролей 30 сентября, когда спектакль был преподнесен в качестве подарка работникам культуры в честь их профессионального праздника, впервые учрежденного на Брянщине. Днем лав стори юной Кончиты и русского графа смотрели и слушали культработники, приехавшие из районов, вечером – городская культурная элита. Дареному коню в зубы не смотрят, реакция зала в целом была примерно одинаковая – полный восторг. Хотя в кулуарах и после спектакля звучали и особые мнения. От самых неискушенных : «Надо же, старый пень юной девчонке голову задурил и жизнь испортил!» до профессионального скепсиса по поводу режиссуры и актерской игры. Отдельные меломаны вообще ушли в антракте.

Главная претензия, которую можно предъявить питерскому спектаклю – статичность, банальность режиссерского решения и вялая энергетика. Особенно, главного исполнителя роли Резанова Рафа Кашапова, обладателя прекрасного голоса и заурядной пластики. Особенно ему недоставало темперамента, как ни странно, в любовных сценах с трепещущей в его объятьях Кончитой (Еленой Ульяновой). Не совсем корректное сравнение с ленкомовцами оказалось не в пользу питерцев. Хотя, казалось бы, кому, как не им, глубже проникнуться духом этой пахнущей морем и ветром истории. Лучшим в спектакле осталась музыка Алексея Рыбникова.

После стремительных и сногсшибательных «Нотр-Дамов» и «Норд-Остов» старые мюзиклы и рок-оперы требуют иной, более мобильной и свежей режиссуры. Встреча с «Юноной» и «Авось», ставшей за четверть века неповоротливой и излишне сентиментальной для нынешнего поколения, воспитанного на других ритмах, наводит на размышления о времени и темпах нашего бытия. Дело даже не в том, что изменилась скорость чувств. Изменилась скорость жизни. И на одно поколение сегодня приходится столько событий и перемен, сколько раньше хватало на века и тысячелетия. Хотя отдельные гении успевали за тридцать лет прожить и создать столько, что потом за века целые поколения не успевали прочувствовать и продумать. Кстати, наш герой – граф Резанов был как раз из тех, кто пытался опередить историю и время...

Татьяна РИВКИНД


Оригинал статьи