Ульяновская правда, 18 апреля 2008 г.

Поющие в рок-опере

К нам едет... «Иисус Христос»

В столице, измученной разного рода мюзиклами, этот коллектив не выступает. Его удел — колесить по стране, неся свет бродвейского жанра в провинциальные города, такие, как Ульяновск.
Еще бы, ведь музыкальное направление это — громоздкое, технически сложное, недешевое в костюмах и декорациях — имеет мало шансов проникнуть в российскую глубинку и как-то прижиться здесь самостоятельно. Вот почему санкт-петербургский театр «Рок-опера», большие гастроли которого в Ульяновске стартуют в воскресенье, — коллектив не только развлекающий, но даже в чем-то и просветительский.

Летом 1966 года в Ленинграде из недр известного не только в нашей стране ансамбля «Дружба» родилась группа, которая дала зеленую улицу ВИА. А называлась она «Поющие гитары». Именно они летом 1975 года в оперной студии при консерватории показали первую в Советском Союзе зонг-оперу «Орфей и Эвридика». Почему не рок? По той простой причине, что наименование «рок» было запрещено. Успех был неописуем. А потом была знаменитая «Юнона» и «Авось», поставленная питерцами, между прочим, раньше московского «Ленкома». Только с 1989 года ВИА «Поющие гитары» стал называться Государственный театр «Рок-опера», правда, без театрального помещения. Хотя был подписан договор с ФРГ о постройке театра на Крестовском острове.
К 1000-летию же православия на Руси театр поставил всемирно известную рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. Спектакль получил благословение религиозных деятелей. Кроме него, ульяновские зрители увидят и культовую «Юнону», и совсем новую постановку — «Кентервильское привидение».

— Премьера «Привидения» состоялась в январе этого года, — говорит главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Подгородинский, приехавший в Ульяновск раньше самой труппы из тридцати человек и гигантской фуры с аппаратурой и декорациями. — Спектакль еще двух десятков раз не прошел. Это оригинальная работа, мюзикл, в котором обыгрываются все направления мировой музыкальной культуры — хард-рок, биг-бенд, итальянская баллада. Все очень ярко и мелодично. Написал ее современный питерский композитор и музыкант Владимир Калле, который с нами работает постоянно. Вообще, сэр Кентервиль — это такой прообраз хард-рокового музыканта Роберта Планта: он очень хорошо играет, прекрасно поёт.

- Что нового случилось в вашем театре за время, прошедшее с момента ваших последних гастролей в Ульяновске в 2004 году?

— Мы поставили два мюзикла с композитором Андреем Петровым: «Капитанскую дочку» и «Синюю птицу». Я набрал новый профильный курс в театральную академию для пополнения нашей труппы. Многие уже работают в театре. Но главное, что к нам вернулся Альберт Асадуллин — наш первый Орфей. Саша Трофимов — первый исполнитель роли графа Резанова в «Юноне» — здесь, Володя Дяденистов — первый исполнитель партии Иисуса — здесь...

- В прошлый приезд вы обещали пополнить свой репертуар совсем новыми произведениями Алексея Рыбникова и Эдуарда Артемьева...

— Рыбников свою вещь о трагической судьбе русского композитора «Маэстро Массимо» пока так и не закончил. А вот Артемьев дописал «Преступление и наказание» — на основе либретто Андрона Кончаловского — и я рассчитываю, что в Москве будет стационарная версия этой рок-оперы, а у нас — мобильная. Может быть, будет «Раба любви», если «созреет» Никита Михалков...

- Вы по-прежнему много ездите?

— Да, перед Ульяновском у нас были Астрахань, Волгоград, Саратов, Самара, Тольятти, а заканчивается наш большой гастрольный тур 29 апреля в Нижегородской опере.

- Надо же, серьезные классические площадки!

— Да, мы часто выходим на сцены оперных театров, вплоть до Александринского. Наверное, помогает прежде всего нравственный замес. Приходящая к нам молодежь тоже моментально включается в «вольтову дугу» нашего трепетного отношения к делу.


Оригинал статьи