Южноуральская панорама (Челябинск), 10 февраля 2000

Зона рока

Санкт-Петербургский государственный театр «Рок-опера» произвел настоящий эмоциональный взрыв в утомленной новогодними попсовыми марафонами среде ценителей рока. В третий раз гастролирует этот коллектив в Челябинске, но нынешний успех затмил все предыдущие. На заключительном спектакле «Юнона» и «Авось» в Челябинском театре для детей и молодежи было на удивление тесно и многолюдно. Зрители сидели в проходах, стояли вдоль стен... Но не было недовольных. Собравшиеся откровенно наслаждались действом.

Успех театра «Рок-опера», впрочем, вполне понятен. В Челябинске (и на Урале вообще) сильны музыкальные традиции. У нас прекрасный оперный театр, музыкальный колледж, концертные залы... Но здесь сильны и рок-н-ролльные традиции. В городе немало собственных хард-роковых групп, развита мощная рок-н-ролльная тусовка. Так что Урал и Челябинск, в частности, по праву называют «зоной рока». Мы, дети больших промышленных городов, воспитаны на этой музыке, она нам наиболее созвучна.

На сей раз коллектив представил две новинки — детский спектакль «Сказка о мертвой царевне» и рок-оперу «Орфей и Эвридика». «Орфей» — новый вариант постановки театра, впервые осуществленной еще в 1975 году. Нынешний проект дорогостоящ. Прекрасные костюмы (художник Алла Коженкова), новейшее сценическое оборудование и техника... Спектакль получился увлекательным, ярким.

Не меньший интерес вызвала и опера «Иисус Христос — суперзвезда» на музыку Э. Л. Уэббера. Премьера ее состоялась еще в 1990 году (это было достаточно авангардно и рискованно по тем временам), но и сегодня спектакль необычайно актуален. Не только из-за восхитительной, незабываемой, проникновенной музыки, но и потому, что в нынешнем году празднуется величественная дата — 2000-летие христианства. «Иисус» — наиболее яркая и адекватная для молодежи иллюстрация к этому событию.

Еще одна составляющая репертуара — опера «Юнона» и «Авось» (музыка А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского). Ее называют гимном любви и верности русского графа, камергера Его Величества Николая Резанова и юной испанки Кончитты. Действие происходит в начале XIX века в России и Калифорнии. Этот спектакль на вечную тему понятен всем возрастам, народам, расам. Не случайно, когда он был показан в США в том самом Форте Росс, где происходили реальные события, зрители восприняли действо с уважением и пониманием.

Сегодня мы представляем читателям интервью нашего корреспондента с художественным руководителем театра «Рок-опера», заслуженным деятелем искусств России Владимиром ПОДГОРОДИНСКИМ.

— Как возникло взаимодействие вашего коллектива и Челябинского ТЮЗа?

— В гастрольной судьбе есть города, в которые хочется приезжать. Это связано, прежде всего, с театральными площадками. Ваш ТЮЗ — очень уютный, здесь тепло и комфортно. В наш первый приезд в 1995 году меня поразила прямо-таки домашняя чистота, как у хорошей хозяйки. Гастроли те были очень напряженными, мы сыграли за десять дней 30 спектаклей. Актеры перенапрягались, нагрузка была огромная, но нам здесь понравилось. Поэтому и тянет сюда...

И еще, конечно же, притягателен для нас уральский зритель. В Екатеринбурге, Челябинске, Перми зритель очень подготовленный и отзывчивый. На спектаклях — настоящая тишина, понимание, уважение к артистам... В уральских городах высокие театральные традиции. Я говорю это не ради красного словца. Знаю, в Челябинском театре оперы и балета долгое время работает режиссер Георгий Миллер — это серьезный мастер.

— Вы привезли нынче новую постановку оперы «Орфей и Эвридика». Как удалось осуществить столь дорогостоящий проект? Спонсоров привлекали?

— У нас спонсор один — Санкт-Петербургский городской комитет по культуре. Он нас и финансирует. Часть денег приходится зарабатывать самим. «Орфей» с точки зрения финансовой имеет драматическую судьбу. Средства на спектакль были выделены в 1998 году, как раз перед 17 августа. Потом случился обвал рубля, и все деньги пропали. Мы успели освоить лишь их часть. Осуществление постановки пришлось растянуть на два финансируемых года. Я, кстати, все это время думал над постановкой, а поставил спектакль всего за 20 дней. Все осуществилось быстро, потому что план давно созрел в голове. Хотя работа непростая...

В прошлом году была осуществлена еще одна дорогостоящая премьера — «Сказка о мертвой царевне». Мы посвятили ее 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Вообще прошлый год был для меня достаточно сложным — осуществил три постановки: «Сказку» — в июне, «Орфея» — в сентябре, а между ними был еще спектакль «Хэлло, Долли!» в Одессе. Для меня три спектакля в год — много.

— Администрация Санкт-Петербурга поддерживает вас, и в то же время, знаю, у вас нет своего помещения...

— Мы пытаемся подходить к этому вопросу по-человечески и разумно. Конечно, можно получить какой-нибудь Дворец культуры на задворках Питера, но театр тогда многое потеряет. Зритель — в массе своей — вряд ли станет туда ездить. Нам нужен дом в самом центре города, нужны большие деньги — миллионы долларов, чтобы привести его в надлежащий вид. Таких средств у города сейчас нет. Но мы пользуемся в Петербурге очень серьезными театральными площадками: Александринский театр, академический театр Ленсовета с удовольствием предоставляют нам свои сцены за невысокую арендную плату. Любой Дворец культуры, конечно, можно тоже арендовать, но мы предпочитаем все же работать в театрах. А офис и репетиционная база у нас имеются — на Фонтанке, недалеко от Сенной площади, в доме, где жил А. С. Пушкин первые три года по окончании лицея.

— У вас стабильная труппа, прекрасные актеры, слаженный коллектив. Откройте секрет такой сыгранности.

— Мне часто задают вопрос: много ли таких театров, как наш, в России? Отвечаю: таких театров, как наш, в России больше нет. Естественно, для того чтобы создать театр, нужно иметь актеров. Но школы для подготовки артистов рок-оперы просто не существует. Впрочем, такой школой можно считать наш театр. Мы готовим своих исполнителей сами, студийно. Правда, специально для рок-оперы я выпустил как-то курс в ЛГИТМиКе.

— И весь этот курс теперь – в вашем театре?

— Нет, не весь. Здесь работают всего три человека с того курса: Сергей Савченко, Андрей Шамин и Ирина Волохова. А все остальные — это актеры, которые имеют большой стаж работы в этом жанре, по 15 — 20 лет.

— Очень выразителен дуэт Раф Кашапов — Елена Ульянова. Наверное, это не просто творческий союз, но и семейный?

— Это люди, которые «женаты» чисто творчески. И, мне кажется, эта «женитьба» очень счастливая. У Елены — прекрасная семья, у Рафика — тоже. Но они, действительно, давно и удачно сотрудничают друг с другом. Рафик — лучший Пресли 1991 года. Есть в США такой конкурс. Певцы исполняют репертуар Элвиса, из них выбирается самый лучший. Рафу даже подарили тогда в Америке один из костюмов Элвиса Пресли. В прошлом он настоящий хард-роковый певец, лидер серьезной питерской группы «Август».

Елена Ульянова окончила опереточное отделение ЛГИТМиК, но у нее настоящий оперный голос. Ей под силу серьезный репертуар. Со временем она постигла еще и рок-н-ролл и умеет это делать неплохо.

— Традиционный вопрос — о планах...

— Я горд тем, что с нами сотрудничают такие авторы, как, например, Эдуард Артемьев. Он пишет для нас оперу «Раскольников» — по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского и Юрия Яшинцева). Наверное, осуществить этот проект удастся лишь в 2002 году. А до того, думаю, произойдет постановка — по нашему же заказу — произведения «Корабль дураков» по Себастьяну Бранту. Выполняет заказ Александр Клевицкий — автор нашей постановки «Джельсомино». Есть совместные планы с ;Николаем Денисовым — известным поэтом-песенником. Интересная, словом, предстоит работа.

Ирина БОГДАНОВА.